Всё о Чехове - Публицистика - Остров Сахалин - Страница 90
Не входя в разбор обстоятельств, причиною которых
было устройство тюрьмы в столь несоответствующем месте и оставление ее вне
всякой возможности непосредственного надзора, я, впредь до испрошения
разрешения вовсе упразднить как Дуйскую, так равно и Воеводскую тюрьмы и
перевести их в другие местности, должен хотя отчасти исправить
существующие недостатки" и т.д. (приказ 348, 1888г.).
Прежде чем покончить с Северным Сахалином, считаю не лишним сказать
немного о тех людях, которые жили здесь в разное время и теперь живут
независимо от ссыльной колонии. В долине Дуйки Поляков нашел ножеобразный
осколок обсидиана, наконечники стрел из камня, точильные камни, каменные
топоры и проч.; эти находки дали ему право заключить, что в долине Дуйки,
в отдаленные времена, жили люди, которые не знали металлов; это были
жители каменного века. Черепки, медвежьи и собачьи кости и грузила от
неводов, находимые на месте их бывшего жилья, указывают на то, что они
знакомы были с гончарным делом, охотились на медведей и ловили неводом
рыбу и что на охоте им помогала собака. Поделки из кремня, которого нет на
Сахалине, они получали, очевидно, от соседей, с материка и ближайших
островов; очень может быть, что во время их передвижений собака играла ту
же роль, что и теперь, то есть была езжалой. И в долине Тыми Поляков
находил также остатки первобытных сооружений и грубых орудий. Вывод его
таков, что в Северном Сахалине "возможно существование для племен, стоящих
даже на относительно низкой степени умственного развития; очевидно, здесь
жили люди и веками выработали способы защищаться от холода, жажды и
голода; весьма вероятно при этом, что древние обитатели жили здесь
сравнительно небольшими общинами и не были народом вполне оседлым".
Посылая Бошняка на Сахалин, Невельской, между прочим, поручил ему
также проверить слух относительно людей, оставленных на Сахалине лейт.
Хвостовым и живших, как передавали гиляки, на р.Тыми*. Бошняку удалось
напасть на след этих людей. В одном из селений по Тыми гиляки выменяли ему
за 3 арш. китайки 4 листа, вырванных из молитвенника, и объяснили ему при
этом, что книга принадлежала жившим здесь русским. На одном из листов,
который был в книге заглавным, едва разборчивым почерком было написано:
"Мы, Иван, Данила, Петр, Сергей и Василий, высажены в анивском селении
Томари-Анива Хвостовым 17 августа 1805 года, перешли на реку Тыми в 1810
году, в то время, когда пришли в Томари японцы". Осмотрев затем место, где
жили русские, Бошняк пришел к заключению, что помещались они в трех избах
и имели огороды. Туземцы говорили ему, что последний из русских, Василий,
умер недавно, что русские были хорошие люди, вместе с ними ходили на
рыбный и звериный промыслы и одевались так же, как и они, но волосы
стригли. В другом месте туземцы сообщили такую подробность: двое русских
имели детей от жен-туземок. В настоящее время русские, оставленные
Хвостовым, на Северном Сахалине уже забыты, и об их детях ничего не
известно.
|