Всё о Чехове - Публицистика - Остров Сахалин - Страница 230
Бывает нередко, что беглые пытаются переплыть пролив где-нибудь
поблизости тюрьмы. Для этого нужны исключительная смелость, особенно
счастливый случай, а главное, многократный предварительный опыт,
научивший, как труден и рискован путь к северу через тайгу. Убегающие из
Воеводской и Дуйской тюрем бродяги-рецидивисты пускаются в море немедля, в
первый же или второй день после побега. Тут уж никаких соображений насчет
бурь и опасностей, а один лишь животный страх погони и жажда свободы: хоть
утонуть, да на воле. Обыкновенно они спускаются верст на 5- 10 южнее Дуэ,
к Агнево, устраивают тут плот и спешат уплыть к туманному берегу,
отделенному от них 60- 70 милями бурного, холодного моря. При мне из
Воеводской тюрьмы бежал таким образом бродяга Прохоров, он же Мыльников, о
котором я говорил в предыдущей главе*. Уплывают также на баржах-шаландах и
на сеноплавках, но море всякий раз безжалостно разбивает эти баржи или
выкидывает их на берег. Был один случай, когда каторжные бежали на катере,
принадлежащем горному ведомству**. Случается, что каторжные убегают на тех
же самых судах, которые они грузят. В 1883г. на пароходе "Триумф" бежал
каторжный Франц Киц, зарывшись в угольную яму. Когда его нашли и вытащили
из ямы, то он на все вопросы отвечал только одно: "Дайте воды, я не пил
пять дней".
_______________
* 29 июня 1886г., с военного судна "Тунгус", не доходя 20 миль до
Дуэ, заметили на поверхности моря черную точку; когда подошли поближе, то
увидели следующее: на четырех связанных бревнах, сидя на возвышениях из
древесной коры, плыли куда-то два человека, около них на плоту были ведро
с пресною водой, полтора каравая хлеба, топор, около пуда муки, немножко
рису, две стеариновые свечи, кусок мыла и два кирпича чаю. Когда их взяли
на борт и спросили, кто они, то оказалось, что это арестанты Дуйской
тюрьмы, бежавшие 17 июня (значит, бывшие в бегах уже 12 дней), и что
плывут они- "вон туда, в Россию". Часа через два поднялся сильный шторм,
и пароход не мог пристать к Сахалину. Спрашивается, что случилось бы в
такую погоду с беглыми, если б их не приняли на судно? См. об этом
"Владивосток", 1886г., 31.
**В июле 1887г. на Дуйском рейде нагружался углем пароход "Тира".
По обыкновению, уголь доставлялся к борту на баржах, которые водил на
буксире паровой катер. К вечеру засвежело, и начался шторм. "Тира" не
могла держаться на якорях и ушла в де-Кастри. Баржу вытащили на берег
около Дуэ, а катер ушел в Александровский пост и укрылся там в речке.
Ночью, когда погода несколько утихла, катерная прислуга, состоявшая из
каторжных, предъявила надзирателю подложную телеграмму из Дуэ, в которой
было приказание немедленно отправиться на катере в море для спасения барж
с людьми, будто бы унесенных штормом от берега. Не подозревая обмана,
надзиратель выпустил катер из пристани. Но, вместо того чтобы идти на юг к
Дуэ, катер пошел на север.
|