Всё о Чехове - Публицистика - Остров Сахалин - Страница 193
Также не
исполняется на практике закон об освобождении арестантов от работ в
праздники, по которому исправляющиеся должны быть чаще освобождаемы, чем
испытуемые. Такое деление каждый раз требовало бы много времени и хлопот.
Необычно в деятельности местных священников разве лишь то, что
некоторые из них несут миссионерские обязанности. При мне еще на Сахалине
находился иеромонах Ираклий, родом бурят, без бороды и усов, из
Посольского монастыря, что в Забайкалье; он пробыл на Сахалине 8 лет и в
последние годы был священником в Рыковском приходе. По обязанности
миссионера он ездил раз или два в год к Ныйскому заливу и по Поронаю
крестить, приобщать и венчать инородцев. Им было просвещено до 300 орочей.
Конечно, в путешествиях по тайге, да еще зимою, о каких-либо удобствах
нельзя было и думать. На ночь о.Ираклий залезал обыкновенно в мешок из
бараньей шкуры; в мешке у него были и табак и часы. Спутники его раза
два-три в ночь зажигали костер и согревались чаем, а он спал в мешке всю
ночь.
В великом посту каторжные говеют; на это дается им три утра. Когда
говеют кандальные или живущие в Воеводской и Дуйской тюрьмах, то вокруг
церкви стоят часовые, и это, говорят, производит удручающее впечатление.
Каторжные чернорабочие обыкновенно в церковь не ходят, так как каждым
праздничным днем пользуются для того, чтобы отдохнуть, починиться, сходить
по ягоды; к тому же церкви здешние тесны, и как-то само собою
установилось, что ходить в церковь могут только одетые в вольное платье,
то есть одна так называемая чистая публика. При мне, например, в
Александровске всякий раз во время обедни переднюю половину церкви
занимали чиновники и их семьи; затем следовал пестрый ряд солдаток,
надзирательских жен и женщин свободного состояния с детьми, затем
надзиратели и солдаты, и уже позади всех у стены поселенцы, одетые в
городское платье, и каторжные писаря. Может ли, если пожелает, каторжный с
бритою головой, с одним или двумя тузами на спине, закованный в кандалы
или прикованный к тачке, пойти в церковь? Один из священников, которому я
задал этот вопрос, ответил мне: "Не знаю".
Поселенцы говеют, венчаются и детей крестят в церквах, если живут
близко. В дальние селения ездят сами священники и там "постят" ссыльных и
кстати уж исполняют другие требы. У о.Ираклия были "викарии" в Верхнем
Армудане и в Мало-Тымове, каторжные Воронин и Яковенко, которые по
воскресеньям читали часы. Когда о.Ираклий приезжал в какое-нибудь селение
служить, то мужик ходил по улицам и кричал во всё горло: "Вылазь на
молитву!" Где нет церквей и часовен, там служат в казармах или избах.
Когда я жил в Александровске, как-то вечером зашел ко мне здешний
священник, о.Егор, и, посидевши немного, отправился в церковь венчать. И
я пошел с ним. В церкви уже зажигали паникадило, и певчие с равнодушными
лицами стояли на клиросе в ожидании молодых.
|