Всё о Чехове - Публицистика - Остров Сахалин - Страница 129
Подробности об айно см. у Шренка, Добротворского и А.Полонского*.
То, что было сказано о пище и одежде у гиляков, относится и к айно, с тою
лишь прибавкой, что недостаток риса, любовь к которому айно унаследовали
от прадедов, живших когда-то на южных островах, составляет для них
серьезное лишение; русского хлеба они не любят. Пища у них отличается
большим разнообразием, чем у гиляков; кроме мяса и рыбы, они едят разные
растения, моллюсков и то, что итальянские нищие называют вообще frutti di
mare**. Едят они понемногу, но часто, почти каждый час; прожорливости,
свойственной всем северным дикарям, у них не замечается. Так как грудным
детям приходится с молока переходить прямо на рыбу и китовый жир, то их
отнимают от груди поздно. Римский-Корсаков видел, как аинку сосал ребенок
лет трех, который отлично уже двигался сам и даже имел на ременном поясе
ножик, как большой. На одежде и жилищах чувствуется сильное влияние юга-
не сахалинского, а настоящего юга. Летом айно ходят в рубахах, сотканных
из травы или луба, а раньше, когда были не так бедны, носили шёлковые
халаты. Шапок они не носят, лето и всю осень до снега ходят босиком. В
юртах у них дымно и смрадно, но все-таки гораздо светлее, опрятнее и, так
сказать, культурнее, чем у гиляков. Около юрт обыкновенно стоят сушильни с
рыбой, распространяющей далеко вокруг промозглый, удушливый запах; воют и
грызутся собаки; тут же иногда можно увидеть небольшой сруб-клетку, в
котором сидит молодой медведь: его убьют и съедят зимой на так называемом
медвежьем празднике. Я видел однажды утром, как аинская девочка-подросток
кормила медведя, просовывая ему на лопаточке сушеную рыбу, смоченную в
воде. Сами юрты сложены из накатника и тесу; крыша, из тонких жердей,
покрыта сухою травой. Внутри у стен тянутся нары, выше их полки с разной
утварью; тут, кроме шкур, пузырей с жиром, сетей, посуды и проч., вы
найдете корзины, циновки и даже музыкальный инструмент. На наре
обыкновенно сидит хозяин и, не переставая, курит трубочку, и если вы
задаете ему вопросы, то отвечает неохотно и коротко, хотя и вежливо.
Посреди юрты стоит очаг, на котором горят дрова; дым уходит через
отверстие в крыше. Над огнем висит на крюке большой черный котел; в нем
кипит уха, серая, пенистая, которую, я думаю, европеец не стал бы есть ни
за какие деньги. Около котла сидят чудовища. Насколько солидны и
благообразны айно-мужчины, настолько непривлекательны их жены и матери.
Наружность аинских женщин авторы называют безобразной и даже
отвратительной. Цвет смугло-желтый, пергаментный, глаза узкие, черты
крупные; невьющиеся жесткие волосы висят через лицо патлами, точно солома
на старом сарае, платье неопрятное, безобразное, и при всем том-
необыкновенная худощавость и старческое выражение. Замужние красят себе
губы во что-то синее, и от этого лица их совершенно утрачивают образ и
подобие человеческие, и когда мне приходилось видеть их и наблюдать ту
серьезность, почти суровость, с какою они мешают ложками в котлах и
снимают грязную пену, то мне казалось, что я вижу настоящих ведьм.
|