Всё о Чехове - Публицистика - Остров Сахалин - Страница 196
Он спрашивал меня, пустят ли
его по окончании срока в Мекку. В Пейсиковской слободке в Александровске
стоит ветряная мельница, совершенно заброшенная: рассказывают, будто
построил ее какой-то татарин с женой. Оба супруга сами рубили деревья,
таскали бревна и пилили доски, никто им не помогал, и работа их
продолжалась три года. Получив звание крестьянина, татарин переехал на
материк, мельницу же отдал в казну, а не своим татарам, так как был сердит
на них за то, что они не избрали его в муллы.
На Сахалине 5 школ, не считая Дербинской, в которой, за неимением
учителя, занятий не было. В 1889- 1890гг. обучалось в них 222 человека:
144 мальчика и 78 девочек, в среднем по 44 на каждую. Я был на острове в
каникулярное время, при мне занятий не было, и потому внутренняя жизнь
здешних школ, вероятно, оригинальная и очень интересная, осталась для меня
неизвестной. Общий голос таков, что сахалинские школы бедны, обставлены
нищенски, существование их случайно, необязательно и положение крайне
неопределенно, так как никому не известно, будут они существовать или нет.
Заведует ими один из чиновников канцелярии начальника острова,
образованный молодой человек, но это король, который царствует, но не
управляет, так как, в сущности, школами заведуют начальники округов и
смотрители тюрем, от которых зависит выбор и назначение учителей.
Преподают в школах ссыльные, которые на родине не были учителями, люди
мало знакомые с делом и без всякой подготовки. Получают они за свой труд
по 10 руб. в месяц; платить дороже администрация находит невозможным и не
приглашает лиц свободного состояния, потому что этим пришлось бы платить
не меньше 25 руб. Очевидно, преподавание в школах считается занятием
неважным, так как надзиратели из ссыльных, которые часто несут
неопределенные обязанности и состоят только на побегушках у чиновников,
получают по 40 и даже по 50 руб. в месяц*.
_______________
*В своем рапорте от 27 февраля 1890г. начальник Александровского
округа, во исполнение предписания начальника острова о подыскании
благонадежных лиц свободного состояния или поселенцев для замены ими
ссыльнокаторжных, несущих в настоящее время обязанности учителей в
сельских школах, доносит, что во вверенном ему округе не имеется ни среди
людей свободного состояния, ни среди поселенцев никого, кто удовлетворял
бы учительскому назначению. "Таким образом,- пишет он,- встречая
непреодолимые затруднения в наборе лиц, по образованию своему хоть
сколько-нибудь подходящих для школьного дела, я не решаюсь указать на
кого-либо из проживающих во вверенном мне округе из поселенцев или из
крестьян из ссыльных, коим возможно было бы поручить учительское дело".
Хотя г. начальник округа и не решается поручить ссыльным учительское дело,
но они все-таки продолжают быть учителями, с его ведома и по его
назначению. Во избежание подобного рода противоречий, казалось бы, проще
всего пригласить настоящих учителей из России или Сибири и назначить им
такое жалованье, какое получают надзиратели, но для этого понадобилось бы
коренным образом изменить свой взгляд на преподавательское дело и не
считать его менее важным, чем дело надзирателя.
|