Всё о Чехове - Публицистика - Остров Сахалин - Страница 191
Теперь о духовной жизни, об удовлетворении потребностей высшего
порядка. Колония называется исправительной, но таких учреждений или лиц,
которые специально занимались бы исправлением преступников, на Сахалине
нет; нет также на этот счет каких-либо инструкций и статей в "Уставе о
ссыльных", кроме немногих указаний на случаи, когда конвойный офицер или
унтер-офицер может употребить против ссыльного оружие или когда священник
должен "назидать в обязанностях веры и нравственности", объяснять ссыльным
"важность даруемого облегчения" и т.п.; нет на этот счет и каких-либо
определенных воззрений; но принято думать, что первенство в деле
исправления принадлежит церкви и школе, а затем свободной части населения,
которая своим авторитетом, тактом и личным примером значительно может
способствовать смягчению нравов.
В церковном отношении Сахалин составляет часть епархии епископа
камчатского, курильского и благовещенского*. Епископы неоднократно
посещали Сахалин, путешествуя с такою же простотой и претерпевая на пути
такие же неудобства и лишения, как обыкновенные священники. В свои
приезды, при закладке церквей, освящении различных зданий** и обходе
тюрем, они обращались к ссыльным со словами утешения и надежды. О
характере их направляющей деятельности можно судить по следующей выдержке
из резолюции преосвященного Гурия на одном из актов, хранящихся в
корсаковской церкви: "Если не во всех у них (то есть ссыльных) имеются
вера и раскаяние, то во всяком случае у многих, что мною лично было
усмотрено; не что иное, а именно чувство раскаяния и вера заставляли их
горько плакать, когда я поучал их в 1887 и 1888гг. Назначение тюрьмы,
кроме кары за преступления, состоит и в возбуждении нравственно добрых
чувств в заключенных, особенно, чтобы они, в такой своей участи, не дошли
до совершенного отчаяния". Этот взгляд был присущ и младшим представителям
церкви; сахалинские священники всегда держались в стороне от наказания и
относились к ссыльным не как к преступникам, а как к людям, и в этом
отношении проявляли больше такта и понимания своего долга, чем врачи или
агрономы, которые часто вмешивались не в свое дело.
_______________
*Так как Курильские острова отошли к Японии, то епископу правильнее
именоваться теперь сахалинским.
**Об освящении еписк<опом> Мартимианом Крильонского маяка см.
"Владивосток", 1883г., 28.
В истории сахалинской церкви до сих пор самое видное место занимает
о.Симеон Казанский, или, как по называло население, поп Семен, бывший в
семидесятых годах священником анивской или корсаковской церкви. Он работал
в те еще "доисторические" времена, когда в Южном Сахалине не было дорог и
русское население, особенно военное, было разбросано небольшими группами
по всему югу. Почти всё время поп Семен проводил в пустыне, передвигаясь
от одной группы к другой на собаках и оленях, а летом по морю на парусной
лодке или пешком, через тайгу; он замерзал, заносило его снегом,
захватывали по дороге болезни, донимали комары и медведи, опрокидывались
на быстрых реках лодки и приходилось купаться в холодной воде; но всё это
переносил он с необыкновенною легкостью, пустыню называл любезной и не
жаловался, что ему тяжело живется.
|