Всё о Чехове - Публицистика - Остров Сахалин - Страница 153
345 "Устава о ссыльных", которая разрешает незамужним
ссыльным женщинам "пропитываться услугою в ближайших селениях старожилов,
пока не выйдут замуж". Но эта статья существует только как прикрышка от
закона, запрещающего блуд и прелюбодеяние, так как каторжная или поселка,
живущая у поселенца, не батрачка прежде всего, а сожительница его,
незаконная жена с ведома и согласия администрации; в казенных ведомостях и
приказах жизнь ее под одною крышей с поселенцем отмечается как "совместное
устройство хозяйства" или "совместное домообзаводство"*, он и она вместе
называются "свободною семьей". Можно сказать, что, за исключением
небольшого числа привилегированных и тех, которые прибывают на остров с
мужьями, все каторжные женщины поступают в сожительницы. Это следует
считать за правило. Мне рассказывали, что когда одна женщина во
Владимировке не захотела идти в сожительницы и заявила, что она пришла
сюда на каторгу, чтобы работать, а не для чего-нибудь другого, то ее слова
будто бы привели всех в недоумение**.
_______________
*Например, приказ: "Согласно ходатайства г. начальника
Александровского округа, изложенного в рапорте от 5 января, за 75,
ссыльнокаторжная Александровской тюрьмы Акулина Кузнецова переводится в
Тымовский округ для совместного домообзаводства с поселенцем Алексеем
Шараповым" (1889г., 25).
**Да и трудно понять, где жили бы женщины, если б отказывались от
сожительства. Особого помещения для них на каторге не существует.
Заведующий медицинскою частью в своем отчете за 1889г. пишет: "По
прибытии на Сахалин им предоставляется самим заботиться о помещении... для
оплаты которого приходится некоторым из них не пренебрегать способами для
добывания средств".
Местная практика выработала особенный взгляд на каторжную женщину,
существовавший, вероятно, во всех ссыльных колониях: не то она человек,
хозяйка, не то существо, стоящее даже ниже домашнего животного. Поселенцы
селения Сиска подали окружному начальнику такое прошение: "Просим
покорнейше ваше высокоблагородие отпустить нам рогатого скота для
млекопитания в вышеупомянутую местность и женского пола для устройства
внутреннего хозяйства". Начальник острова, беседуя в моем присутствии с
поселенцами селения Ускова и давая им разные обещания, сказал, между
прочим:
-И насчет женщин вас не оставлю.
-Нехорошо, что женщин присылают сюда из России не весной, а
осенью,- говорил мне один чиновник.- Зимою бабе нечего делать, она не
помощница мужику, а только лишний рот. Потому-то хорошие хозяева берут их
осенью неохотно.
Так рассуждают осенью о рабочих лошадях, когда предвидятся зимою
дорогие кормы. Человеческое достоинство, а также женственность и
стыдливость каторжной женщины не принимаются в расчет ни в каком случае;
как бы подразумевается, что всё это выжжено в ней ее позором или утеряно
ею, пока она таскалась по тюрьмам и этапам.
|