Всё о Чехове - Публицистика - Остров Сахалин - Страница 156
Своего сожителя она
презирает и все-таки живет с ним и спит вместе: так надо в ссылке. Члены
подобных семей чужды друг другу до такой степени, что как бы долго они ни
жили под одною крышей, хотя бы 5- 10 лет, не знают, сколько друг другу
лет, какой губернии, как по отчеству... На вопрос, сколько ее сожителю
лет, баба, глядя вяло и лениво в сторону, отвечает обыкновенно: "А чёрт
его знает!" Пока сожитель на работе или играет где-нибудь в карты,
сожительница валяется в постели, праздная, голодная; если кто-нибудь из
соседей войдет в избу, то она нехотя приподнимется и расскажет, зевая, что
она "за мужа пришла", невинно пострадала: "Его, чёрта, хлопцы убили, а
меня в каторгу". Сожитель возвращается домой: делать нечего, говорить с
бабой не о чем; самовар бы поставить, да сахару и чаю нет... При виде
валяющейся сожительницы чувство скуки и праздности, несмотря на голод и
досаду, овладевает им, он вздыхает и тоже- бултых в постель. Если женщины
из таких семей промышляют проституцией, то сожители их обыкновенно
поощряют это занятие. В проститутке, добывающей кусок хлеба, сожитель
видит полезное домашнее животное и уважает ее, то есть сам ставит для нее
самовар и молчит, когда она бранится. Она часто меняет сожителей, выбирая
тех, кто побогаче или у кого есть водка, или меняет просто от скуки, для
разнообразия.
Каторжная женщина получает арестантский пай, который она съедает
вместе с сожителем; иногда этот бабий пай служит единственным источником
пропитания семьи. Так как сожительница формально считается работницей, то
поселенец платит за нее в казну, как за работницу: он обязуется свезти
пудов двадцать груза из одного округа в другой или доставить в пост
десяток бревен. Эта формальность, впрочем, обязательна только для
поселенцев-мужиков и не требуется от ссыльных, которые живут в постах и
ничего не делают. Отбывши срок, каторжная женщина перечисляется в
поселенческое состояние и уже перестает получать кормовое и одежное
довольствие; таким образом, на Сахалине перевод в поселки совсем не служит
облегчением участи: каторжницам, получающим от казны пай, живется легче,
чем поселкам, и чем дольше срок каторги, тем лучше для женщины, а если она
бессрочная, то это значит, что она обеспечена куском хлеба бессрочно.
Крестьянские права поселка получает обыкновенно на льготных основаниях,
через шесть лет.
Женщин свободного состояния, добровольно пришедших за мужьями, в
настоящее время в колонии больше, чем каторжных женщин, а ко всему числу
ссыльных женщин они относятся как 2 : 3. Я записал 697 женщин свободного
состояния; каторжных женщин, поселок и крестьянок было 1041,- значит,
свободные в колонии составляют 40% всего наличного состава взрослых
женщин*. Покидать родину и идти в ссылку за преступными мужьями побуждают
женщин разнообразные причины. Одни идут из любви и жалости; другие из
крепкого убеждения, что разлучить мужа и жену может один только бог;
третьи бегут из дому от стыда; в темной деревенской среде позор мужей всё
еще падает на жен: когда, например, жена осужденного полощет на реке
белье, то другие бабы обзывают ее каторжанкой; четвертые завлекаются на
Сахалин мужьями, как в ловушку, путем обмана.
|