Всё о Чехове - Публицистика - Остров Сахалин - Страница 152
Другая часть женщин поступает в гаремы писарей и надзирателей, третья же,
большая, в избы поселенцев, причем женщин получают только те, кто побогаче
и имеет протекцию. Женщину может получить и каторжный, даже из разряда
испытуемых, если он человек денежный и пользуется влиянием в тюремном
мирке.
В Корсаковском посту вновь прибывших женщин тоже помещают в особый
барак. Начальник округа и смотритель поселений вместе решают, кто из
поселенцев и крестьян достоин получить бабу. Преимущество дается уже
устроившимся, домовитым и хорошего поведения. Этим немногим избранникам
посылается приказ, чтобы они в такой-то день и час приходили в пост, в
тюрьму, за получением женщин. И вот в назначенный день по всему длинному
тракту от Найбучи до поста там и сям встречаются идущие к югу, как их
здесь не без иронии величают, женихи или молодые. Вид у них какой-то
особенный, в самом деле жениховский; один нарядился в красную кумачовую
рубаху, другой в какой-то необыкновенной плантаторской шляпе, третий в
новых блестящих сапогах с высокими каблуками, купленных неизвестно где и
при каких обстоятельствах. Когда все они приходят в пост, их впускают в
женский барак и оставляют тут вместе с женщинами. В первые
четверть-полчаса платится необходимая дань смущению и чувству неловкости;
женихи бродят около нар и молча и сурово поглядывают на женщин, те сидят
потупившись. Каждый выбирает; без кислых гримас, без усмешек, а совершенно
серьезно, относясь "по-человечеству" и к некрасоте, и к старости, и к
арестантскому виду; он присматривается и хочет угадать по лицам: какая из
них хорошая хозяйка? Вот какая-нибудь молодая или пожилая "показалась"
ему; он садится рядом и заводит с нею душевный разговор. Она спрашивает,
есть ли у него самовар, чем крыта у него изба, тесом или соломой. Он
отвечает на это, что у него есть самовар, лошадь, телка по второму году и
изба крыта тесом. Только уж после хозяйственного экзамена, когда оба
чувствуют, что дело кончено, она решается задать вопрос:
-А обижать вы меня не будете?
Разговор кончается. Женщина приписывается к поселенцу такому-то, в
селение такое-то- и гражданский брак совершен. Поселенец отправляется со
своею сожительницей к себе домой и для финала, чтобы не ударить лицом в
грязь, нанимает подводу, часто на последние деньги. Дома сожительница
первым делом ставит самовар, и соседи, глядя на дым, с завистью толкуют,
что у такого-то есть уже баба.
Каторжных работ для женщин на острове нет. Правда, женщины иногда
моют полы в канцеляриях, работают на огородах, шьют мешки, но постоянного
и определенного, в смысле тяжких принудительных работ, ничего нет и,
вероятно, никогда не будет. Каторжных женщин тюрьма совершенно уступила
колонии. Когда их везут на остров, то думают не о наказании или
исправлении, а только об их способности рожать детей и вести сельское
хозяйство. Каторжных женщин раздают поселенцам под видом работниц, на
основании ст.
|