Всё о Чехове - Публицистика - Остров Сахалин - Страница 127
В "Ведомости о числе проживающих инородцев за 1889г. по
Корсаковскому округу" численный состав айно определяется так: 581 мужчин и
569 женщин.
_______________
*После него остались две серьезные работы: "Южная часть острова
Сахалина" (извлечено из военно-медицинского отчета).- "Изв<естия> сиб.
отд. имп. Рус<ского> геогр. общества", 1870г., т. I, 2 и 3, и
"Аинско-русский словарь".
Причинами исчезания айно Добротворский считает опустошительные войны,
будто бы происходившие когда-то на Сахалине, незначительную рождаемость
вследствие неплодовитости аинок, а главное болезни. У них всегда
наблюдались сифилис, цинга; бывала, вероятно, и оспа*.
_______________
*Трудно предположить, чтобы эта болезнь, производившая опустошения
на Северном Сахалине и Курильских островах, щадила бы Южный Сахалин.
А.Полонский пишет, что юрту, в которой случился покойник, айно оставляют
и вместо нее строят другую на новом месте. Такой обычай, очевидно,
произошел в те времена, когда айно в страхе перед эпидемиями покидали свои
зараженные жилища и селились на новых местах.
Но все эти причины, обусловливающие обыкновенно хроническое вымирание
инородцев, не дают объяснения, почему айно исчезают так быстро, почти на
наших глазах; ведь в последние 25- 30 лет не было ни войн, ни
значительных эпидемий, а между тем в этот промежуток времени племя
уменьшилось больше чем наполовину. Мне кажется, вернее будет предположить,
что это быстрое исчезание, похожее на таяние, происходит не от одного
вымирания, но также и от переселения айно на соседние острова.
До занятия Южного Сахалина русскими айно находились у японцев почти в
крепостной зависимости, и поработить их было тем легче, что они кротки,
безответны, а главное, были голодны и не могли обходиться без рису*.
_______________
*Римскому-Корсакову айно говорили: "Сизам спит, а айно работает для
него: рубит лес, ловит рыбу; айно не хочет работать- сизам его колотит".
Занявши Южный Сахалин, русские освободили их и до последнего времени
охраняли их свободу, защищая от обид и избегая вмешиваться в их внутреннюю
жизнь. Беглые каторжники в 1885г. перерезали несколько аинских семейств;
рассказывают также, будто был высечен розгами какой-то аинец-каюр, который
отказывался везти почту, и бывали покушения на целомудрие аинок, но о
подобного рода притеснениях и обидах говорят как об отдельных и в высшей
степени редких случаях. К сожалению, русские вместе со свободой не
принесли рису; с уходом японцев никто уже не ловил рыбы, заработки
прекратились, и айно стали испытывать голод. Кормиться, подобно гилякам,
одною рыбой и мясом они уже не могли,- нужен был рис, и вот, несмотря на
свое нерасположение к японцам, побуждаемые голодом, начали они, как
говорят, выселяться на Матсмай. В одной корреспонденции ("Голос", 1876г.,
16) я прочел, будто бы депутация от айно приходила в Корсаковский пост и
просила дать работы или по крайней мере семян для разводки картофеля и
научить их возделывать под картофель землю; в работе будто бы было
отказано, и семена картофеля обещали прислать, но обещания не исполнили, и
айно, бедствуя, продолжали переселяться на Матсмай.
|