Всё о Чехове - Публицистика - Из Сибири - Страница 17
Слышно, как храпит папаха и как на
дворе стучат молотом.
Разговаривают... Все эти станционные разговоры везде по тракту
ведутся на одну и ту же тему: критикуют местное начальство и бранят
дорогу. Больше всего достается почтово-телеграфному ведомству, хотя оно по
сибирскому тракту только царствует, но не управляет. Утомленному
проезжающему, которому осталось еще до Иркутска более тысячи верст, всё,
что рассказывается на станциях, кажется просто ужасным. Все эти разговоры
о том, как какой-то член Географического общества, ехавший с женою, раза
два ломал свой экипаж и в конце концов вынужден был заночевать в лесу, как
какая-то дама от тряски разбила себе голову, как какой-то акцизный
просидел 16 часов в грязи и дал мужикам 25 рублей за то, что те его
вытащили и довезли до станции, как ни один собственник экипажа не доезжал
благополучно до станции,- все подобные разговоры отдаются эхом в душе,
как крики зловещей птицы.
Судя по рассказам, больше всех страдает почта. Если бы нашелся добрый
человек, который взял бы на себя труд проследить движение сибирской почты
от Перми хотя бы до Иркутска и записал свои впечатления, то получилась бы
повесть, которая могла бы вызвать у читателей слезы. Начать с того, что
все эти кожаные тюки и кули, несущие в Сибирь религию, просвещение,
торговлю, порядок и деньги, без всякой надобности ночуют целые сутки в
Перми только потому, что ленивые пароходы всегда опаздывают к поезду. От
Тюмени до Томска весною до самого июня почта воюет с чудовищными разливами
рек и с невылазною грязью; помнится, на одной из станций благодаря разливу
я должен был ждать около суток; со мною ждала и почта. Через реки и
затопленные луга тяжелые почты перевозятся на маленьких лодках, которые не
опрокидываются только потому, что за сибирских почтальонов, вероятно,
горячо молятся их матери. От Томска же до Иркутска почтовые телеги по 10-
20 часов просиживают в грязи около разных Козулек и Чернореченских,
которым нет числа. 27-го мая на одной из станций мне рассказывали, что
недавно на речке Каче под почтою провалился мост и что едва не утонули
лошади и почта,- это одно из обычных приключений, которые давно уже стали
для сибирской почты привычными. Пока я ехал до Иркутска, меня в
продолжение шести суток не обгоняла почта из Москвы; это значит, что она
опоздала больше, чем на неделю, и что целую неделю терпела какие-то
приключения. Сибирские почтальоны- мученики. Крест у них тяжелый. Это
герои, которых упорно не хочет признать отечество. Они много работают,
воюют с природой, как никто, подчас страдают невыносимо, но их увольняют,
отчисляют и штрафуют гораздо чаще, чем награждают. Знаете ли, сколько они
получают жалованья, и видали ли вы в своей жизни хоть одного почтальона с
медалью? Быть может, они гораздо полезнее тех, которые пишут: "Оставить
без последствий", но посмотрите, как они запуганы, забиты, как робки в
вашем присутствии...
|