Всё о Чехове - Публицистика - Из Сибири - Страница 14
И я глубоко убежден также, что, как бы искренно и ясно мы ни
сознавали устарелость и предрассудочность таких отживающих явлений, как
пожизненность наказаний, мы совершенно не в силах помочь беде. Чтобы
заменить эту пожизненность чем-нибудь более рациональным и более
отвечающим справедливости, в настоящее время у нас недостает ни знаний, ни
опыта, а стало быть, и мужества; все попытки в этом направлении,
нерешительные и односторонние, могли бы повести нас только к серьезным
ошибкам и крайностям- такова участь всех начинаний, не основанных на
знании и опыте. Как это ни грустно и странно, мы не имеем даже права
решать модного вопроса о том, что пригоднее для России- тюрьма или
ссылка, так как мы совершенно не знаем, что такое тюрьма и что такое
ссылка. Взгляните-ка вы на нашу литературу по части тюрьмы и ссылки: что
за нищенство! Две-три статейки, два-три имени, а там хоть шаром покати,
точно в России нет ни тюрьмы, ни ссылки, ни каторги. Уж 20- 30 лет наша
мыслящая интеллигенция повторяет фразу, что всякий преступник составляет
продукт общества, но как она равнодушна к этому продукту! Причина такого
индифферентизма к заключенным и томящимся в ссылке, непонятного в
христианском государстве и в христианской литературе, кроется в
чрезвычайной необразованности нашего русского юриста; он мало знает и так
же не свободен от профессиональных предрассудков, как и осмеянное им
крапивное семя. Он сдает университетские экзамены только для того, чтобы
уметь судить человека и приговаривать его к тюрьме и ссылке; поступив на
службу и получая жалованье, он только судит и приговаривает, а куда идет
преступник после суда и зачем, что такое тюрьма и что такое Сибирь, ему
неизвестно, неинтересно и не входит в круг его компетенции: это уж дело
конвойных и тюремных смотрителей с красными носами!
По отзывам местных обывателей, чиновников, ямщиков, извозчиков, с
которыми мне приходилось говорить, интеллигентные ссыльные- все эти
бывшие офицеры, чиновники, нотариусы, бухгалтеры, представители золотой
молодежи, присланные сюда за подлоги, растраты, мошенничества и т.п.,-
ведут жизнь замкнутую и скромную. Исключение составляют только субъекты,
обладающие темпераментом Ноздрева; эти всюду и во все возрасты и во всех
положениях остаются самими собою; но они не сидят на месте, ведут в Сибири
цыганскую кочевую жизнь и до такой степени подвижны, что почти неуловимы
для наблюдающего глаза. Кроме Ноздревых, нередко встречаются среди
интеллигентных "несчастных" люди глубоко испорченные, безнравственные,
откровенно подлые, но эти почти все на счету, их знает всякий, и на них
указывают пальцами. Громадное же большинство, повторяю, живет скромно.
По прибытии на место ссылки интеллигентные люди в первое время имеют
растерянный, ошеломленный вид; они робки и словно забиты. Большинство из
них бедно, малосильно, дурно образованно и не имеет за собою ничего, кроме
почерка, часто никуда не годного.
|