Всё о Чехове - Пьесы - Чайка - Страница 9
Это возмутительно.
Дорн. Да, ее папенька порядочная-таки скотина, надо отдать ему полную
справедливость.
Сорин (потирая озябшие руки). Пойдемте-ка, господа, и мы, а то
становится сыро. У меня ноги болят.
Аркадина. Они у тебя как деревянные, едва ходят. Ну, пойдем, старик
злосчастный. (Берет его под руку.)
Шамраев (подавая руку жене). Мадам?
Сорин. Я слышу, опять воет собака. (Шамраеву.) Будьте добры, Илья
Афанасьевич, прикажите отвязать ее.
Шамраев. Нельзя, Петр Николаевич, боюсь, как бы воры в амбар не
забрались. Там у меня просо. (Идущему рядом Медведенку.) Да, на целую
октаву ниже: "Браво, Сильва!" А ведь не певец, простой синодальный певчий.
Медведенко. А сколько жалованья получает синодальный певчий?
Все уходят, кроме Дорна.
Дорн (один). Не знаю, быть может, я ничего не понимаю или сошел с
ума, но пьеса мне понравилась. В ней что-то есть. Когда эта девочка
говорила об одиночестве и потом, когда показались красные глаза дьявола, у
меня от волнения дрожали руки. Свежо, наивно... Вот, кажется, он идет. Мне
хочется наговорить ему побольше приятного.
Треплев (входит). Уже нет никого.
Дорн. Я здесь.
Треплев. Меня по всему парку ищет Машенька. Несносное создание.
Дорн. Константин Гаврилович, мне ваша пьеса чрезвычайно понравилась.
Странная она какая-то, и конца я не слышал, и все-таки впечатление
сильное. Вы талантливый человек, вам надо продолжать.
Треплев крепко жмет ему руку и обнимает порывисто.
Фуй, какой нервный. Слезы на глазах... Я что хочу сказать? Вы взяли сюжет
из области отвлеченных идей. Так и следовало, потому что художественное
произведение непременно должно выражать какую-нибудь большую мысль. Только
то прекрасно, что серьезно. Как вы бледны!
Треплев. Так вы говорите- продолжать?
Дорн. Да... Но изображайте только важное и вечное. Вы знаете, я
прожил свою жизнь разнообразно и со вкусом, я доволен, но если бы мне
пришлось испытать подъем духа, какой бывает у художников во время
творчества, то, мне кажется, я презирал бы свою материальную оболочку и
все, что этой оболочке свойственно, и уносился бы от земли подальше в
высоту.
Треплев. Виноват, где Заречная?
Дорн. И вот еще что. В произведении должна быть ясная, определенная
мысль. Вы должны знать, для чего пишете, иначе, если пойдете по этой
живописной дороге без определенной цели, то вы заблудитесь и ваш талант
погубит вас.
Треплев (нетерпеливо). Где Заречная?
Дорн. Она уехала домой.
Треплев (в отчаянии). Что же мне делать? Я хочу ее видеть... Мне
необходимо ее видеть... Я поеду...
Маша входит.
Дорн (Треплеву). Успокойтесь, мой друг.
Треплев. Но все-таки я поеду. Я должен поехать.
Маша. Идите, Константин Гаврилович, в дом. Вас ждет ваша мама. Она
непокойна.
Треплев. Скажите ей, что я уехал. И прошу вас всех, оставьте меня в
покое! Оставьте! Не ходите за мной!
Дорн.
|