Всё о Чехове - Пьесы - Три сестры - Страница 34
Чебутыкин. А жена?
Ферапонт входит с бумагами.
Андрей. Жена есть жена. Она честная, порядочная, ну, добрая, но в ней
есть при всем том нечто принижающее ее до мелкого, слепого, этакого
шаршавого животного. Во всяком случае, она не человек. Говорю вам как
другу, единственному человеку, которому могу открыть свою душу. Я люблю
Наташу, это так, но иногда она мне кажется удивительно пошлой, и тогда я
теряюсь, не понимаю, за что, отчего я так люблю ее, или, по крайней мере,
любил...
Чебутыкин (встает). Я, брат, завтра уезжаю, может, никогда не
увидимся, так вот тебе мой совет. Знаешь, надень шапку, возьми в руки
палку и уходи... уходи и иди, иди без оглядки. И чем дальше уйдешь, тем
лучше.
Соленый проходит в глубине сцены с двумя офицерами; увидев
Чебутыкина, он поворачивает к нему; офицеры идут дальше.
Соленый. Доктор, пора! Уже половина первого. (Здоровается с Андреем.)
Чебутыкин. Сейчас. Надоели вы мне все. (Андрею.) Если кто спросит
меня, Андрюша, то скажешь, я сейчас... (Вздыхает.) Охо-хо-хо!
Соленый. Он ахнуть не успел, как на него медведь насел. (Идет с ним.)
Что вы кряхтите, старик?
Чебутыкин. Ну!
Соленый. Как здоровье?
Чебутыкин (сердито). Как масло коровье.
Соленый. Старик волнуется напрасно. Я позволю себе немного, я только
подстрелю его, как вальдшнепа. (Вынимает духи и брызгает на руки.) Вот
вылил сегодня целый флакон, а они всё пахнут. Они у меня пахнут трупом.
Пауза.
Так-с... Помните стихи? А он, мятежный, ищет бури, как будто в бурях есть
покой...
Чебутыкин. Да. Он ахнуть не успел, как на него медведь насел. (Уходит
с Соленым.)
Слышны крики: "Гоп! Ау!" Андрей и Ферапонт входят.
Ферапонт. Бумаги подписать...
Андрей (нервно). Отстань от меня! Отстань! Умоляю! (Уходит с
колясочкой.)
Ферапонт. На то ведь и бумаги, чтоб их подписывать. (Уходит в глубину
сцены.)
Входят Ирина и Тузенбах в соломенной шляпе, Кулыгин проходит через
сцену, крича: "Ау, Маша, ау!"
Тузенбах. Это, кажется, единственный человек в городе, который рад,
что уходят военные.
Ирина. Это понятно.
Пауза.
Наш город опустеет теперь.
Тузенбах. Милая, я сейчас приду.
Ирина. Куда ты?
Тузенбах. Мне нужно в город, затем... проводить товарищей.
Ирина. Неправда... Николай, отчего ты такой рассеянный сегодня?
Пауза.
Что вчера произошло около театра?
Тузенбах (нетерпеливое движение). Через час я вернусь и опять буду с
тобой. (Целует ей руки.) Ненаглядная моя... (Всматривается ей в лицо.) Уже
пять лет прошло, как я люблю тебя, и все не могу привыкнуть, и ты кажешься
мне все прекраснее. Какие прелестные, чудные волосы! Какие глаза! Я увезу
тебя завтра, мы будем работать, будем богаты, мечты мои оживут. Ты будешь
счастлива. Только вот одно, только одно: ты меня не любишь!
Ирина.
|