Всё о чехове

Меню
  • Пьесы
  • Публицистика
  • Алфавитный указатель произведений
  • Воспоминания о Чехове
  • Всё о Чехове - Воспоминания о Чехове - Страница 10

    Это немножко смутило меня, я поскорее женился и поехал на кумыс. Теперь мне хорошо, прибавился на 8 фунтов, только не знаю от чего, от кумыса или от женитьбы. Кашель почти прекратился. Ольга шлет Вам привет и сердечно благодарит. В будущем году, пожалуйста, посмотрите ее в "Чайке" (которая пойдет в Петербурге), там она очень хороша, как мне кажется".
    Улучшение здоровья Антона Павловича было, однако, непродолжительным, и по мере роста его славы, как выдающегося и любимого писателя, уменьшались его силы и подступала смерть. Она пришла к нему в далеком Баденвейлере, во время страстных порывов вернуться в Россию, куда его постоянно тянуло. Судьба с обычной жестокостью относительно выдающихся русских людей не дала ему увидеть родину, за которую и с которой он столько болел душой, и равнодушно приютила в недрах чужой земли его горячее русское сердце.
    Вспоминая характерные свойства личности Чехова и впечатления от большинства его произведений, я нахожу, что он был во многом сходен с покойным Эртелем, столь поучительным и своеобразным в своих письмах и столь несправедливо у нас забытым. В обширной переписке Чехова, в личных о нем воспоминаниях сказывается его духовная самостоятельность. Уже смолоду в нем чувствуется сознание своего человеческого достоинства, не склонного рабствовать перед чужим умственным авторитетом или принижаться, с боязливыми оговорками и оглядками по сторонам, перед авторитетом материальной силы. Он следовал завету Пушкина "идти дорогою свободной, куда влечет свободный ум". Еще юношей семнадцати лет он писал своему брату: "Ничтожество свое сознавай знаешь где? Перед богом, пожалуй пред умом, красотой, природой, но не перед людьми". И всю жизнь он был поклонником духовной свободы, свободы, как он говорил Плещееву, от давления ходячих идей, навязанных лозунгов, суждений по шаблону, одним словом, от того, что столь ошибочно называется общественным мнением, которое редко бывает проявлением общественной совести, но зачастую является выражением общественной страсти, слепой в увлечении и жестокой при разочаровании. Недаром для него Капитолийский холм и Тарпейская скала находятся в очень близком друг от друга расстоянии. Он знал, какую цену имеют иногда громко провозглашенные принципы, вовсе не применяемые на практике, и по горькому опыту говорил: "Фарисейство и произвол царят не в одних только купеческих домах и кутузках, я вижу их в науке, в литературе среди молодежи". Поэтому он сознавался, что относится с отвращением к "умственным эпидемиям". Тщательно охраняя свою душевную свободу от "всепокоряющего" чувства любви, он пессимистически начертал в своей записной книжке: "Любовь. Это или остаток чего-то вырождающегося, бывшего когда-то громадным,-- или же это часть того, что в будущем разовьется в нечто громадное, в настоящем же оно не удовлетворяет, дает гораздо меньше, чем ждешь". Не сквозит в его произведениях и страха смерти, чем он существенно отличается от Тургенева, в целом ряде произведений которого звучит ужас перед неотвратимостью и жестокостью смерти, и от Л.


    Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

    © 2010
    Используются технологии uCoz